СЦЕНАРИЙ.
I . СЕМЬЯ КАК ВЕДУЩИЙ ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ
(на примере Дагестана).
На сцене: комната, оформленная в дагестанском стиле. На стене ковёр, украшенный кинжалами кубачинских мастеров. Вдоль стены стоят кувшины, подносы...
В комнате стоит стол с предметами.Внучки сидят на ковре и выполняют ручную работу.
Ведущая идёт вдоль сцены и произносит монолог.
(тихо звучит дагестанская национальная мелодия).
Ведущая:
В Дагестане издревле воспитание проходило в семье. Особое значение придавалось взаимоотношениям родителей и детей. Как известно, в Дагестане приоритетом были нравственное, трудовое и эстетическое виды воспитания.
Традиция уважения к старшим является одной из лучших,
прогрессивных традиций народов Дагестана.
Дед выходит на сцену и направляется в комнату. Внуки встают,
подходят к нему и провожают его до места.
Старшему в семье всегда предоставлялось почётное место в доме, без его совета в семье не принимается ни одного решения, без его решения не совершается ни одно событие. Если старший входит в дом, молодые встают в знак уважения, не могут громко разговаривать отказать в просьбе. «Где нет старшего, - говорят в Дагестане, - там нет полнокровной жизни».
Обычай гостеприимства касался всех сословно – классовых групп, так как гостеприимство – это, прежде всего, форма общения людей.
В каждом кубачинском доме имеется комната - музей.
В комнату входит гость,здоровается с дедушкой.Внуки встают,приветствуют гостя.
Дедушка обращается к внучке: Рурси (внучка), покажи пожалуйста гостю нашу комнату.
Внучка провожает гостя в комнату-музей.
Ведущая:
На полках - посуда, блюда и чаши развешены по стенам, на полу ковёр.
Внучка демонстрирует гостю экспонаты.
Затем уходят со сцены.
Ведущая:
Каждая семья старается привить с самого раннего возраста любовь к труду, привлекая их к участию в хозяйственной жизни дома.
Девочки ходят за водой, хворостом, учатся шить, прясть, ткать, работать в огороде, в поле,месить тесто,печь хлеб в кари.
Внучка выходит на сцену с подносом и говорит:
Такой хлеб научила печь меня мама,а её научила моя бабушка.
Спускается к жюри и ставит поднос с хлебом на стол.
Мальчиков приучают работать в поле, ухаживать за скотом, обучают мужским ремёслам.
А в кубачинских семьях особо уделялось внимание трудовому и эстетическому воспитанию.
Диалог дедушки и внучки.
Дедушка: Много хороших мастеров – кубачинцев. Всех перечислить трудно. Но каждый имеет свой профессиональный почерк, свои излюбленные мотивы.
Внучка: подносит кувшин и спрашивает: Дедушка, а чей это узор?
Дедушка: Плавно плывёт черневой узор, выполненный Алихановым. Его почерк чёток и изящен, безупречен изгиб спирали, великолепны фантастические листочки. А вот это работа Гаджи Кишева. На нём густая нить орнамента и арабские надписи. Они напоминают строки, написанные Р. Гамзатовым:
«Кинжал в руках глупца
Не терпелив,
В руках мудреца-
Не тороплив».
Ведущая читает стихи:
Чтоб веками процветало поколенье,
Учусь в семье я храбрецов
Иметь великое терпенье,
Взыскательность аульских мудрецов.
А долгими вечерами,в кругу семьи долго беседовали,рассказывая истории о прошлом,пели различные песни,играли на музыкальных инструментах,и конечно же танцевали.
Звучит музыка.Исполняется национальный танец.
Уходят со сцены.
|