14. Форма правления. Форма государственного устройства. Государственно-правовой режим: понятие и виды.

Ранее уже было дано определение понятий «форма правления», «форма государственного устройства» и «государственно-правовой режим». В рамках данного вопроса будет рассмотрено каждое из этих понятий в отдельности.

Форма правления. Итак, по виду формы правления все мировые государства подразделяются на две группы: монархии и республики.

Монархия — это такая форма правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит лишь одному человеку — главному лицу государства. Титул этого лица в различных странах может называться по-разному: монарх, царь, король, шах, император, султан и др. Однако в любом случае данное лицо одновременно выполняет функции и главы государства в целом, и главы законодательной и во многом исполнительной власти.

Как правило, монарх приходит к власти следом за своим родственником из той же правящей династии, то есть происходит передача власти по наследству. Монарх осуществляет свою власть бессрочно, пожизненно. Кроме того, он является единственным представителем государства (монархии), выступает от имени всего народа. Одновременно с этим за все свои действия монарх не может нести никакой юридической ответственности.

Как указывалось выше, монархии различаются на ограниченные и неограниченные. Как правило, при ограниченной монархии безусловная власть монарха ограничивается силой Конституции (Основного закона страны) — конституционная монархия либо силами парламента (Законодательного органа) — парламентская монархия. Неограниченная же монархия не предполагает никаких ограничений власти монарха, правление которого является полностью единоличным.

Республика как форма правления в мировой истории является более распространенным явлением, нежели монархия. Республиканская форма правления характеризуется следующими отличительными особенностями:

1. Государственная власть передается (делегируется) народом не какому-либо конкретному лицу (единоличному органу), а коллегиальному органу правления — сенат, парламент, народное собрание, федеральное собрание и т. п. Данный представительный орган выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» в соотношении с другими ветвями власти (исполнительная, судебная).

2. Представительная (законодательная) власть является сменяемой, т. е. не бессрочной. Напротив, представительный орган избирается населением (в ином порядке) на определенный срок.

3. Любая ветвь власти, любой государственный орган, любое должностное лицо является ответственным. Иными словами, законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности. Ответственность может носить как просто политический характер (лишение политических привилегий, отстранение от занимаемой должности), так и юридический характер.

Как было сказано выше, республика стала наиболее распространенной формой государственности. Она представлена двумя основными разновидностями — парламентской и президентской, однако существует и промежуточный вариант — смешанная республика. Кроме того, существуют полупрезидентские и полупарламентские республики. Главное же различие между разновидностями республиканской формы правления состоит в особенностях политической ответственности правительств — совет (кабинет) министров.

В классической парламентской республике правительство формируется политическими партиями, которые обладают большинством (меньшинством) в парламенте. Такое правительство несет политическую ответственность только перед парламентом, который в свою очередь может объявить правительству вотум недоверия.

Президент в парламентской республике избирается либо самим парламентом непосредственно, либо расширенной коллегией, которая состоит из числа членов парламента и числа представителей регионов государства. Юридически (формально) президент такой республики может обладать достаточно обширными полномочиями, однако фактически является лишь номинальным главой государства.

В классической президентской республике президент одновременно является и главой государства в целом, и главой исполнительной власти. При такой форме правления именно президент назначает всех министров, т. е. формирует правительство, которое является подотчетным перед президентом. Парламент не имеет права отправить в отставку как правительство в целом, так и какого-либо министра в отдельности.

В президентской республике президент, избранный населением, является и юридическим, и фактическим главой государства, а поэтому непосредственной ответственности перед парламентом он не несет. Однако президент при решении ряда вопросов нуждается в одобрении парламента. Кроме того, президент не может распустить парламент по своему единоличному решению. Отношения между президентом и парламентом строятся по принципу «сдержек и противовесов».

Следует отметить, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда остаются целесообразными и уместными при решении некоторых государственных вопросов, и нередко приводят к политическому кризису в стране. Именно поэтому в мировой государственности нашла отражение смешанная республиканская форма правления, сочетающая в себе элементы парламентской и президентской форм правления.

Итак, при смешанной республике устраняются некоторые негативные явления классических форм республиканского правления. Так, например, в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих сил, которые редко могут достигнуть парламентского единогласия, а вследствие этого государство часто испытывает политические кризисы и отставки. Президентская же республика несколько тяготеет к авторитаризму со стороны президента.

Форма государственного устройства. Как указывалось ранее, под формой государственного устройства понимается территориальная организация государства, а именно — национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование. Иными словами, государственное устройство — это соотношение целого и частей.

По форме национально-государственного устройства все мировые государства разделяются на унитарные и федеративные, которые одинаково распространены на практике.

Унитарные государства (от лат. unit — единство) — это государства, которые в своем составе не имеют каких-либо других государств либо государственных образований. На территории унитарного государства, как правило, создаются лишь административно-территориальные единицы: области, округа, районы и др.

При этом унитарное государство может иметь в своем составе и автономные, т. е. самоуправляющиеся, образования. Таким образом, унитаризм характеризуется единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Кроме того, унитарные государства имеют единую систему права и государственных органов.

Федеративные государства (от лат. federatio — объединение, союз) — это государства, которые состоят из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются либо по национальному, либо по территориальному принципу, либо по национально-территориальному принципу (при таком подходе государство решает национальные вопросы, обеспечивает децентрализацию власти и разграничивает полномочия центра и регионов).

Субъектами федерации являются либо целые государства (как правило, небольшие), либо государственные образования. Данные субъекты различаются как своим количеством, так и наименованием в различных федеративных государствах (штаты, кантоны, республики, края, области, округа, автономные области и округа и др.).

Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены все субъекты федерации. По такой выгодной и компромиссной схеме строятся все мировые федерации. Территория федеративного государства состоит из территорий входящих в него государств и государственных образований.

Следует отметить, что, несмотря на самостоятельность, за субъектами федерации не закрепляется право выхода из состава федерации, чем обеспечивается единство и целостность государства. Федеративное государство характеризуется тем, что наряду с общефедеральной конституцией и законодательством существуют также конституции (уставы) и законы и на уровне субъектов федерации, которые имеют юридическую силу только в пределах одного субъекта. Однако, несмотря на это, правовым верховенством на всей территории федерации обладают только законы общефедерального значения. Помимо разделения законодательства, федеративные государства характеризуются также и разделением гражданства — на общефедеральное и гражданство субъекта федерации.

По форме государственного устройства выделяется также и третья разновидность государств — это конфедерация. Конфедерация — это такая форма объединения государств, которая сочетает в себе признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Обычно в конфедерацию объединяются государства, которые имеют общие цели в решении внешнеполитических либо внутриполитических задач. Такие государства сохраняют свои собственные государственные суверенитеты и создают общие конфедеративные органы управления. Следует отметить, что современный мир не знает таких объединений государств, как конфедерация.

Ранее было рассмотрено именно национально-государственное устройство мировых стран, однако независимо от национально-государственного устройства территории государств подразделяются на административно-территориальные единицы. При этом в основу административно-территориального разделения территории страны положены следующие три принципа:

1) экономический — учитываются естественно-климатические и производственные особенности страны, размеры ее территории, численности и плотности населения, размещение производительных сил по территории государства;

2) национальный — учитывается плотность размещения народа той или иной национальности по территории страны;

3) политический — предполагает приближение государственной системы власти, а также системы местного самоуправления к населению, к местным особенностям.

Административно-территориальное устройство каждой страны имеет свои особенности, однако во всех федерациях происходит деление территории отдельных субъектов, а во всех унитарных государствах — деление территории целого государства.

Государственно-правовой режим. Данная правовая категория выражает особенности функционирования государственного механизма, выполнения государственными органами своих управленческих функций. При воплощении на практике поставленных задач государственные органы взаимодействуют друг с другом и с населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Таким образом, государственно-правовой режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране на определенном этапе.

Государство выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. В зависимости от характера используемых государственными органами средств и способов властного воздействия на население различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.

Авторитарный политический режим характеризуется следующими отличительными особенностями:

1) население практически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;

2) вся полнота государственной власти концентрируется в руках правящей элиты, которая не учитывает коренных интересов населения;

3) государственная власть всячески устраняет оппозиционные силы от участия в политической жизни страны;

4) решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при помощи сил военно-полицейского аппарата;

5) государство полностью преобладает над правом, т. е. законодательство не играет никакого значения при принятии государственными органами противоправных решений;

6) государственные интересы имеют приоритет над интересами отдельного гражданина. Личность лишена гарантий безопасности. Человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они провозглашены в государстве.

В свою очередь авторитарный государственно-правовой режим подразделяется на следующие виды:

• деспотический режим — хотя деспот и приходит к власти законными способами, но власть носит поработительный характер. Однако жестокость деспота обрушивается, прежде всего, на его ближайшее окружение;

• тиранический режим — тиран приходит к государственной власти захватническим методом, и жестокость тирана обрушивается на все население страны;

• конституционно-авторитарный режим — ограничения демократических прав и свобод получают законодательное закрепление в Конституции (Основном законе страны). Однако Конституция формально провозглашает даже ограниченные демократические права и свободы граждан. При этом всячески запрещается либо ограничивается деятельность оппозиционных, по отношению к правительству политических партий. Нарушается принцип разделения властей, исполнительная власть вмешивается в законотворчество и в судебную деятельность;

• тоталитарный режим — в государстве существует одна-единственная официальная идеология, сформированная правящей партией. При этом правящая партия является практически единственной и сращивается с государственным аппаратом. Под контролем и при поддержке государства ведется активное общественно-политическое движение. В управлении происходит абсолютная централизация власти: и исполнительная, и законодательная ветви власти полностью концентрируются в руках единоличного органа, который ведет контроль за всеми сферами общественной жизни. Исполнительная власть носит бюрократический характер, ущемляет население в демократических правах и свободах. Происходит милитаризация экономики.

Демократический политический режим характеризуется следующими отличительными особенностями:

1) народ, будучи источником государственной власти, прямо и непосредственно формирует представительные органы государственной власти. Кроме того, население активно участвует в управлении обществом, контролирует через представительный орган деятельность исполнительного аппарата;

2) в системе государственного механизма реализуется принцип разделения властей, действует концепция «сдержек и противовесов». Устанавливаются демократические методы властвования;

3) государство полностью подчиняется праву, т. е. все решения государственных органов должны соответствовать нормам права;

4) государство не только провозглашает, но и гарантирует, обеспечивает общедемократические права и свободы человека и гражданина. Личность является экономически самостоятельной и идеологически свободной, в стране относительно высокий образовательный и культурный уровень населения.

Демократический государственно-правовой режим в свою очередь подразделяется на следующие виды:

• по форме правления: президентский и парламентский;

• по уровню развития демократии: либерально-демократический и гуманистический.

Помимо двух основных разновидностей политического режима —авторитарного и демократического, существуют также и такие государственно-правовые режимы, которые, как правило, носят временный характер. К подобным режимам можно отнести следующие виды:

1) переходный политический режим — как правило, формируется в результате победы радикальных оппозиционных сил; отличается либо демократической, либо авторитарной направленностью. К такому режиму, в частности, можно отнести всевозможные военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов;

2) чрезвычайный политический режим — устанавливается решением государственных органов в случае попытки государственного переворота, при массовых беспорядках, стихийных бедствиях, катастрофах, которые угрожают жизни и безопасности населения, нормальному функционированию государственного аппарата. Такой режим может распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.

 

Hosted by uCoz