21. Политическая система общества и ее структура.
Для начала следует отметить, что политическая система общества — это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. И основным предназначением такого целостного образования, как политическая система общества, является обеспечение единства всех политических действий.
Вообще, политическая система общества представляет собой диалектическое единство следующих четырех сторон:
1) институциональная сторона представлена следующими категориями: государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, которые в совокупности образуют политическую организацию общества;
2) регулятивная сторона представлена нормами, которые регулируют политическую деятельность: право, политические нормы, традиции и обычаи, некоторые нормы морали и др.;
3) функциональная сторона представлена совокупностью методов политической деятельности, которые составляют основу политического режима;
4) Идеологическая сторона выражает характер политического сознания в обществе.
Подобный системный подход к изучению категории «политическая система общества» подразумевает также выделение в обозначенном понятии следующих четырех составных элементов:
1) политическая структура,
2) политические и правовые нормы,
3) политическая деятельность,
4) политическое сознание и политическая культура.
1. Политическая структура — это совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Политическая структура выражает собой стабильную, устойчивую сторону политических отношений. Вообще, все многообразие политических связей, отношений может быть разделено на два основных типа:
• политические отношения как сами действия, упорядоченные отношения, которые регулируются правовыми нормами и иными правилами. К примеру таких политических связей можно отнести гражданство, воинскую повинность, принадлежность к конкретным политическим партиям и др.;
• политические отношения как учреждения, организации, для которых характерны постоянство структуры, участие членов в принятии политических решений, постановка четких задач и их решение. При этом в том случае, если учреждение осуществляет какие-либо властные функции, использует для этого механизм принуждения, такое учреждение называется органом. Если же орган осуществляет государственные функции, тогда это государственный орган. К примеру таких политических связей относятся различные органы управления, политические партии, учебные заведения и др.
Вся политическая система по сути представляет собой совокупность организационных отношений, для которых характерны следующие отличительные особенности, позволяющие отграничивать данные отношения от иных видов социальных отношений:
• общая цель для всех участников организационных отношений;
• иерархичность структуры отношений внутри одной организации — внутриорганизационная структура;
• дифференцированность правовых норм и иных нормативных правил для руководителей и руководимых.
2. Политические и правовые нормы — установленные уполномоченным органом или сложившиеся на практике правила поведения, способы регуляции политических отношений, которые существуют и действуют в качестве общеобязательных норм. Данные политические и правовые нормы представлены в виде Конституций, кодексов, уставов, программ политических партий, политических традиций и процедур.
Таким образом, все многообразие политической деятельности проходит в организованных формах. Данный процесс носит название «институционализация», т. е. происходит формирование политической системы общества. Разлад же указанных выше организованных форм негативно влияет на принятие политических решений, и такой процесс носит название «деинституционализация».
3. Политическая деятельность — это разнообразные виды действий людей, которые направлены на обеспечение функционирования политической системы, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе.
Вообще, различают два вида политической деятельности:
• пассивная деятельность — субъект политических отношений не реализует своих собственных интересов, а, напротив, находится под влиянием другой социальной группы, отстраняется от политической самостоятельности;
• активная деятельность — субъект имеет стремление и возможность, путем воздействия на политическую власть либо непосредственно используя ее реализовать свои собственные интересы.
4. Политическое сознание — это многообразие проявлений духовности, которые отражают деятельность механизмов политической власти и направляют поведение людей в сфере политических отношений. В рамках политического сознания выделяются два его уровня:
• концептуальный — это всевозможные политические теории, доктрины, программы, учения;
• обыденный уровень — это несистематизированные представления о политике, традициях, нормах поведения, присущие простому гражданину, не вовлеченному в политические отношения.
Политическая культура — это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регулирования деятельности внутри такой общности и отношений между членами политической общности.
Центральным элементом любой политической системы является само государство, через которое находят реализацию следующие основные функции политической системы:
1) авторитарное распределение ценностей, в качестве которых могут, к примеру, выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и др.;
2) интеграция общества, обеспечение единства и взаимосвязи действий различных компонентов структуры политической системы. При этом интеграция подразумевает наличие у политической системы развитой возможности различными путями сглаживать возникающие в обществе противоречия, разрешать конфликты;
3) упорядочение политических процессов. Данная функция реализуется через два основных явления — обновление и стабилизацию политических институтов;
4) экстракционная функция — извлечение из гражданского общества человеческих ресурсов;
5) политическое рекрутирование — подбор кадров в органы и учреждения политической системы общества.
Итак, в зависимости от степени выраженности той или иной функции политической системы, от их взаимоотношения и степени важности в современном мире выделяют следующие три вида политических систем:
• командная — происходит ориентирование на использование принудительных, силовых методов в управлении;
• соревновательная — происходит ориентирование на противостояние, противоборство различных политических и социальных сил;
• социопримирительная — происходит ориентирование на поддержание социального компромисса и преодоление политических конфликтов.