3. Общественно-родовой строй: экономические отношения и власть.

Более 1,5 миллиона лет назад человек, выделившись из мира животных, жил в условиях первобытного общества. Это был самый продолжительный и самый значимый период существования человечества. В тех суровых природных и климатических условиях индивид мог выжить только в созданном коллективе, а не сам по себе. Подобные коллективы носят название «община». Основной формой социальной организации первобытных людей был «род», отличавшийся последовательным коллективизмом в производстве, управлении и уравнительном распределении добываемых благ.

Разделение труда было обусловлено половозрастным критерием. Вообще, на ранних стадиях существования человечества семья была полигамна. Иначе говоря, все мужчины и женщины принадлежали друг другу. Постепенно обычаи запрещали браки между родственниками, а позже и браки внутри рода. Родословная, как правило, велась по материнской линии. Материнский род был не территориальной, а кровнородственной организацией. Женщина в условиях матриархата решала жизненно важные вопросы деятельности рода, кроме того, женщины зачастую являлись даже вождями племени.

Для координации отношений между индивидами была необходима власть как отношения между властвующим и подвластным. Высшей властью считалось народное собрание всех взрослых членов рода. Подобный орган управления решал вопросы войны и мира, проводил или запрещал религиозные обряды, избирал предводителей. Кроме того, народное собрание также являлось и судебным органом. Постановления народного собрания были обязательны для всех членов рода.

Представителями власти, помимо народного собрания, были также и советы старейшин, сами старейшины, вожди, военачальники, а также жрецы. Экзогамные отношения между родами предполагали объединение нескольких кровнородственных родов, связанных брачно-семейными узами, для совместных производственно-военных мероприятий. Такие объединения брачно-семейных коллективов носили название «фратрия» (братство).

По мере усложнения межродовых отношений появляются более крупные объединения родов, которые уже управлялись едиными органами власти. Возникают племена, а далее и союзы племен. Процессу консолидации общества в племенные ассоциации в значительной степени способствовали и изменившиеся природно-климатические условия. Колебание климатических условий, уменьшение биомассы животных, возросшая плотность населения общин в совокупности привели к тому, что многие племена стали заниматься земледелием вместо охоты. Помимо этого, существовали племена, которые занимались исключительно скотоводством.

Выбор вида занятия опять-таки основывался на природно-климатическом факторе той местности, где преимущественно проживала община. Кроме того, развитию земледелия и скотоводства в различных районах также способствовала вырубка лесов (степи). Так, произошло первое в мире разделение труда (выделились охота, земледелие и скотоводство). Совершился революционный переход от присваивающе-потребительской к производящей экономике. Одновременно возросла роль отдельной личности, на смену матриархату приходит патриархат (власть мужского населения).

Позднее в экономической жизни общества вновь появляется новая тенденция — возникновение и накопление избыточного продукта. С выделением ремесла в отдельную отрасль производства произошло второе разделение труда мирового человечества. Со временем возникла необходимость обмена товарами, хотя такой обмен все еще носил натуральный характер, но позже в процесс обмена был включен денежный элемент. Сам по себе процесс обмена товарами на рынке представлял собой отдельную отрасль общественно-полезной деятельности общества (общины) — так произошло третье и последнее разделение труда.

Индивидуализация труда и получение избыточного продукта стали сами по себе основой изменения отношений собственности. Право собственности выделяло различия между частной и общественной формами собственности. К последней, в частности, относились земля и вода.

В связи с усложнением и возрастанием объема управленческой деятельности повышалась численность родоплеменной верхушки. Постепенно шел процесс самоизоляции такой верхушки, ее отделения от остальных членов родовой общины. Сама же община такому процессу активно сопротивлялась. Однако усиление публичной власти и расслоение общества (социальное и имущественное) было исторически предопределено. Кроме того, активизации данной закономерности явно способствовали и изменения в содержании производственной деятельности.

Весь происходящий в родовой общине процесс структурного изменения и усиления власти приводил также к увеличению объема производства, что в свою очередь требовало притока дополнительной рабочей силы. Во время набегов на чужие племена община не только грабила дома, но и захватывала пленников, которые впоследствии и становились рабочими рабами.

Из вышерассмотренного материала можно сделать вывод, что три крупнейших последовательных разделения труда ознаменовали переход общества к «производящей» экономике, возникновению частной формы собственности и классов, а также привели к несовместимости первобытно-общинной организации общества и новых условий политики и экономики. Последние дали мощный толчок к формированию государства как особого проявления публичной власти, стоящей над обществом и регулирующей проходящие в нем процессы с позиций различных социальных групп.

 

Hosted by uCoz