39. Структура правовых норм.
Особенности, содержание и назначение большей части правовых норм — правил поведения — тесно связаны с их структурой, внутренним строением, состоящим из трех элементов. Таким образом, норма права структурно состоит из трех частей: гипотеза, диспозиция и санкция. Иными словами, структура правовой нормы может быть выражена следующей формулой: «если (гипотеза), то (диспозиция), иначе (санкция)».
Гипотеза — это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы права в действие, реализации ее диспозиции. Гипотеза — это предпосылка практического функционирования нормы права, ее претворения в жизнь в форме правоотношения. Гипотеза устанавливает обстоятельства и сферу действия нормы права, круг субъектов регулируемых отношений.
Вообще, наука правоведения делит гипотезы на следующие виды:
1. По признаку структурного строения:
а) простые гипотезы — предполагают какое-либо одно условие, через которое реализуется юридическая норма;
б) сложные гипотезы — связывают действие нормы права с наличием двух и более условий; разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза, при которой для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в гипотезе условий.
2. По признаку формы выражения:
а) абстрактные гипотезы — указывая на условия действия нормы права, акцентируют внимание на их общих, родовых признаках. Данные гипотезы указывают не на частные обстоятельства, конкретные формы и способы нарушения нормы права, а на общие;
б) казуистические гипотезы — связывают реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями.
Диспозиция — это структурный элемент норм права, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения.
Диспозиция — это стержень правовой нормы. В диспозиции правовой нормы получает выражение представительно-обязывающий характер нормы права, который позволяет ей при наличии предусмотренных гипотезой условий выступать в качестве государственного регулятора общественных отношений.
В рамках теории государства и права в зависимости от формы выражения все диспозиции подразделяются на следующие две группы:
а) управомочивающие диспозиции — предоставляют человеку права на совершение положительных действий, не противоречащих закону;
б) обязывающие диспозиции — налагают на человека обязанности совершения положительных действий, предусмотренных законом;
в) запрещающие диспозиции — содержат запрет на совершение лицом определенных противоправных действий (или бездействия) под угрозой наказания.
Санкция — это структурный элемент нормы права, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний.
Санкция предусматривает определенные нежелательные последствия различного характера, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной нормы. Санкция — это вид и мера юридической ответственности правонарушителя, это наиболее подвижная часть нормы права.
Наука правоведения подразделяет все санкции на следующие виды:
1. По признаку отраслевой принадлежности:
а) уголовно-правовые санкции — это наказания, которые предусмотрены УК РФ;
б) административно-правовые санкции — это наказания, которые предусмотрены КоАП РФ;
в) дисциплинарно-правовые санкции — это наказания, которые предусмотрены ТК РФ;
г) гражданско-правовые санкции — это наказания, которые предусмотрены ГК РФ.
2. По характеру последствий:
а) правовосстановительные (возместительные) — это санкции, изложенные в рамках гражданского, финансового, трудового и процессуального права;
б) штрафные — это санкции, изложенные в рамках уголовного и административного права.
3. По признаку степени определенности:
а) абсолютно-определенные санкции — данные санкции указывают меру государственного воздействия, юридической ответственности;
б) относительно-определенные санкции — устанавливают низший и высший (либо только высший) пределы, меры государственного воздействия;
в) альтернативные санкции — предлагают из двух или нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один, наиболее соответствующий признакам правонарушения (преступления).